Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Региональная инновационная площадка 2017

Социально-бытовое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовательном учреждении


Наименование программы:

Региональная инновационная программа «Социально-бытовое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовательном учреждении»

Руководитель программы: М.В. Цветаева, директор ГПОУ ЯО Ярославский колледж управления и профессиональных технологий

Куратор программы: В.Ю. Выборнов, руководитель центра развития профессионального образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», к.п.н.






Документы Организации-соисполнители
проекта
Отчеты Мероприятия Материалы Контакты


Краткое обоснование актуальности создания инновационной площадки по созданию условий

для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях

Согласно Постановлению правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» одной из задач государственной политики в сфере образования является реализация мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это подразумевает создание условий для развития современной образовательной среды, поддержку инноваций в сфере образования по актуальным проблемам, в том числе в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, продолжение работы по поддержке органов управления образованием субъектов Российской Федерации в организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Актуальность проблемы для Ярославской области определяется наличием значительного количества граждан с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. В Ярославской области проживают более 119000 лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых 3000 детей-инвалидов (около 2500 детей находятся на учете по поводу психических заболеваний, около 600 детей с диагнозом "детский церебральный паралич"), около 3000 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления), более 3000 инвалидов – с нарушениями органов зрения, более 2000 инвалидов - с нарушениями слуха и речи.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" ( Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации) должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития исоциальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для совершенствования качества подготовки граждан с ОВЗ, инвалидов необходимо расширение спектра реализуемых программ, в том числе направленных на социальную адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для жизни и работы с целью формирования самостоятельной независимой личности.

Программа нацелена на реализацию следующих направлений инновационной деятельности:

1. Разработка и реализация программы обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовым навыкам.

2. Разработка и реализация программы включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в производительно-экономическую деятельность посредством создания учебного социального предприятия «Успех».

Задачи распространения практики

1. Создание в образовательной организации организационно-педагогических условий, необходимых для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовым навыкам, а также включение обучающихся в производительно-экономическую деятельность посредством участия в работе учебного социального предприятия «Успех ». Задача решается средствами реализации системы подготовки обучающихся выполнению социально-бытовых функций, выполнение которых способствует формированию особых навыков, требуемых для ведения самостоятельной жизни и выполнения трудовых функций.

2. Апробация подходов и организационных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовым навыкам. Данная задача решается посредством введения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отдельной дисциплины по обучению социально-бытовым навыкам. Реализуется в течение периода действия программы.

3. Организация сетевого взаимодействия с организациями-партнерами, реализующими деятельность по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также участвующими в волонтерской деятельности в Ярославской области. Задача реализуется посредством привлечения образовательных организаций к сотрудничеству, заключения договоров о взаимном сотрудничестве и ведения совместной образовательной и воспитательной деятельности, направленной на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Описание опыта и методический анализ практик реализации социально-бытового сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с оформлением соответствующих публикаций. Задача решается в ходе реализации программы средствами фиксации и оформления опыта реализации социально-бытового сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Срок реализации программы: 2017-2018 гг.

План реализации программы

Результаты реализации программы

1. Разработка методических рекомендаций по формированию и развитию социально-бытовых и профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая такие разделы как:

· Положение о создании волонтерской площадки на базе колледжа.

· Памятка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по взаимодействию с различными организациями, умению пользоваться предоставляемыми социальными услугами.

· Памятка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по взаимодействию с окружающими людьми.

· Инструкционная карта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по использованию информационных технологий и поиску информации.

2. Появление в Ярославской области (г. Ярославль, г. Рыбинск) профессиональных образовательных организаций, способных организовать педагогический процесс, ориентированный на формирование социально-бытовых навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3. Создание партнерских связей между образовательными организациями для обеспечения поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и повышения их социальной адаптации.

4. Наличие апробированной и оформленной системы социально-бытового сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяющей повысить эффективность обучения таких детей и уровень их адаптации к жизни в социуме, а также повысить возможности для трудоустройства.

Основные потребители результатов программы

1. Преподаватели и мастера профессионального обучения профессиональных образовательных организаций.

2. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

3. Родители обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.